Яндекс цитирования
 

WEB-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ

 

Долгов С.В. 

Московский государственный авиационный институт (технический университет)

Обо мне | Мои проекты

 | Мои статьи

Тезисы доклада на XI Международную конференцию-выставку "Информационные технологии в образовании" (ИТО-2001)

Москва, 5-9 ноября 2001 г.

 

В докладе рассказывается о практических результатах внедрения WEB-технологий в учебный процесс на кафедре информационных технологий Московского государственного авиационного института на примере разработанной лабораторной работы. На основе личных наблюдений автора и опроса студентов, делается некоторые выводы от внедрения WEB-технологий в учебный процесс.

 

Ни для кого не секрет, что в последнее время все больше находится сторонников использования Интернет и дистанционного образования, все шире в различных учебных заведениях начинают широко использоваться WEB-технологии для организации учебного процесса школьников и студентов. Но это происходит все же не с теми темпами, с которыми развивается Интернет-индустрия, создаются новые WEB-технологии. Одна из главных тому причин — малое число реальных проектов и приложений для обеспечения учебного процесса.

В работе [1] автором рассматриваются методы повышения эффективности организации и контроля учебного процесса. В частности, для этого предлагается использовать современные WEB-технологии, включающие в себя WEB-сервера как хранилища информации, HTML-страницы как способ представления информации, языки скриптов на серверной стороне (например, CGI-скрипты, программы Perl, активные серверные страницы ASP и др.), языки скриптов на клиентской стороне (например, JavaScript, VBScript), Java-апплеты, элементы ActiveX и др.

Используя WEB-технологии можно значительно упростить проведение лабораторных работ, их выполнение студентами и контроль за ними. Основное преимущество от использования WEB-технологий заключается в том, что все перечисленные действия можно будет выполнять, используя в качестве клиентского приложения обычный WEB-броузер, поддерживающий стандарт HTML версии 3.2 (или выше) и не зависящий от платформы клиентского рабочего места. Кроме того, следует отметить и экономический эффект, обусловленный отказом от ежегодного переиздания методических пособий и руководств к лабораторным работам.

Автором была разработана лабораторная работа «Изучение семейства протоколов TCP/IP», использующаяся в подготовке студентов на кафедре информационных технологий Московского государственного авиационного института.

За основу принята идея разработки приложений на основе применения web-технологий, изложенная в работе [1].

Лабораторная работа использует следующие WEB-технологии:

  1. HTML-страницы для создания графического WEB-контента;
  2. ActiveX компонент Windows Media Player для внедрения в HTML-страницы обучающих демонстрационных видео-роликов;
  3. CGI-приложение, управляющее практической частью лабораторной работы.

Лабораторная работа была разработана с использованием стандартных программных средств разработки, используемых для создания WEB-приложений. В частности, были использованы HTML-редактор Microsoft Front Page 2000 для создания графического WEB -контента и средство быстрой разработки приложений Borland Delphi 5.0 для создания собственно CGI-приложения, отвечающего за управление практической частью лабораторной работы.

Полный комплект файлов лабораторной работы расположен на WEB-сервере, доступ к которому можно получить с любого компьютера кафедры.

CGI-приложение поддерживает управление в режимах «Администрирование» и «Лабораторная работа», предназначенном для выполнения собственно лабораторной работы.

В рамках режима «Администрирование» приложение позволяет отслеживать преподавателю ход выполнения лабораторной работы студентами: на каком этапе работы они находятся, как долго выполняют то или иное задание работы и т.п.

В режиме «Лабораторная работа» студенты, используя стандартный WEB-броузер в качестве клиентского приложения, получают возможность пошагового выполнения работы. Кроме того, следует отметить, что в случае возникновения у студента затруднений при выполнении работы, его услугам предоставляется расширенное гипертекстовое описание лабораторной работы с соответствующими справочными материалами.

В результате внедрения WEB-технологий на кафедре на примере лабораторной работы, а также на основе личных наблюдений автора и опроса студентов, можно сделать следующие выводы о внедрении WEB-технологий в учебный процесс:

  1. Новая технология с интересом воспринята студентами и преподавателями. Поставлен вопрос о включении курса «WEB-технологии» в учебный процесс;
  2. Простота в использовании. Большинство пользователей уже имеют навыки работы с WEB-броузером;
  3. Единый клиент. WEB-броузер, выполняющий функции клиентского приложения, установлен на каждом компьютере;
  4. Сокращение затрат на выпуск описаний лабораторной работы на бумажном носителе;
  5. Доступ к лабораторной работе с любого компьютера, имеющего доступ к Web-серверу кафедры.

Дальнейшая разработка лабораторных работ на основе WEB-технологий предполагает использование новейших стандартов в области дистанционного обучения и WEB-технологий, такие как XML, Macromedia Flash и др.

 

Литература

  1. Долгов С.В. Использование Web-технологий в учебном процессе. Труды Международной конференции "Применение новых технологий в образовании".-Троицк, 2000г.


Наверх

 

Все для web-дизана!!! Бард-Путеводитель Много Всего CGI-Гид. Лучшие скрипты... WDH - WebDesignHelp - CGI, JAVA, APPLETS, TOP100! Раскрутка, увеличение посещаемости и индекса цитируемости в поисковых системах.

© 2000-2002 Долгов Сергей

dolgov_sergei@mail.ru

X